Подбор тураСтраховкаОтзывы об отеляхАвиабилетыФотогалереяКонтакты

Телефоны горячей линии


 Ивановски манастир – одно из чудес Болгарии.


 
  Вполне однозначно рассказ о Болгарии будет неполным, если умолчать о тех средневековых памятниках архитектуры, о тех духовных сокровищницах, которыми полны эта земля. Ведь Болгария – это не только удивительный край курортов на любой вкус и предпочтение и не только страна, где для рыбаков всегда найдется отличный улов, болгарская культура, национальное наследие – вот те истинные драгоценности, которыми по праву может гордиться каждый житель этой страны. И дело вовсе не в том, что сегодня многие историки сходятся во мнении, что цивилизация этого региона настолько же древняя, как и римская, вся суть духовного богатства сосредоточена и постоянно соприкасается с монастырями, которые сыграли одну из главных ролей в становлении самосознания болгарского народа. Оттого с каждым годом все большие потоки туристов устремляются в Болгарию, чтобы воочию насладиться и роскошными панорамными пейзажами лесов, изрезанных многочисленными реками, и горными массивами, то густо, то редко украшенными изумрудами зелени деревьев и невероятно красивыми средневековыми постройками монастырей. Однако, среди более чем 200 монастырей, особо выделяется Ивановский монастырь, что высечен просто в скале. Он не только причислен к памятникам средневекового искусства Болгарии, но и стал одним из девяти болгарских объектов, которые находятся под эгидой ЮНЕСКО, который включил его в Список всемирного наследия.

Где расположен Ивановский монастырь (Скален Манастир Иваново).

Как и многие другие монастыри средневековья, Ивановский монастырь находится в невероятно красивой и живописной местности – в каньоне речки Русенски Лом, что в двадцати километрах от городка Руссе на северо-востоке Болгарии, практически на границе с Румынией. Освящен этот монастырь в честь святого Архангела Михаила и носит еще одно название – Ивановские Пещерные церкви (по-болгарски – Ивановски скални църкви). Свое название монастырь, что объединил в себе около двадцати средневековых церквей, получил от ближайшего селения Иваново. В структуру Ивановского скального монастыря входит приблизительно триста келий, которые высечены в скальных склонах на высоте 36 метров над рекой Русенски. Кельи связанны между собой скальными ступенями и дорожками.

История Ивановского скального монастыря.

Ученые утверждают, что в период XI-XIV веков в монастыре поселились монахи, среди которых немало было и книжников, и писателей. Однако также имеются и сведения о том, что своим основанием Ивановский скальный монастырь обязан монаху Йоахиму, который в двадцатых годах XIII века вместе со своими студентами выстроил первую церковь, которая и положила основание монастырю. Со временем к этой церкви присоединялись еще новые строения и до сегодня структуру монастыря составляют почти 20 разный небольших по площади (20-30 м2) церквушек, хотя многие исследователи склонны утверждать, что в период своего расцвета этот монастырь состоял из почти 40 церквей. На протяжении всего периода так называемого Второго Болгарского царства Ивановский скальный монастырь имел довольно-таки стабильные отношения с царским двором, что в тот момент располагался в Тырново. Историки, изучавшие дошедшие до нашего периода наскальные фрески, утверждают, что именно такие тесные связи с тырновской школой живописи оказали самое непосредственное влияние, отчего фрески имеют определенное сходство с другими работами художников этой школы.

Дарителями Ивановского монастыря были именитые и знатнейшие люди того времени, как, к примеру, Иван Асен II, живший в XIII веке (1218-1241 гг.), царь Георги I-Тертер, который конец своей жизни посвятил монашескому послушанию (годы монашества 1280-1292 гг.) и Иван Александр, живший в следующем XIV столетии (1331-1371 гг.). В Ивановском наскальном монастыре сохранены до сего дня и портреты дарителей, и могилы тех, кто свой конец жизни провел в этих стенах. Могила царя Георга I-Тертера находится в «Крестной» церкви, что расположена на третьем этаже. Ивановский монастырь в Болгарии

XIV век для этого монастыря становится периодом исихазма, при этом многие считали именно Ивановский монастырь центром этого учения, которое призывало верующих к аскетизму, безмолвию и нравственному, духовному совершенствованию. Исихазм был широко распространенным учением в Византии, а в Болгарию он проник в те тревожные периоды, когда в стране царили феодальные междоусобицы и несправедливый социальный гнет. Ивановский скальный монастырь стал настоящим центром, оплотом этого учения, проповедуя вместе с тем и отшельнический образ жизни, что, по вполне понятным причинам, многими болгарами было воспринято, как руководство к действию.

В течение четырех столетий этот монастырь буквально преобразовал долину реки Русенский Лом, став известнейшим духовным центром в Болгарии. В это время христиане постоянно наполняли территорию монастыря, приходя на поклонение, а бояре и цари отправляли своих подчиненных-рабочих в эти края, чтобы помогать высекать новые церкви в скалах, а искусных художников – чтобы разрисовывать стены гротов фресками и новыми иконами. Запустение в стены монастыря пришло приблизительно в первых веках османского владычества, однако в XVIII веке он снова переживает свое возрождение и сюда вновь со всех концов страны для поклонения приходят верующие. Сегодня Ивановский монастырь – самый известный среди других скальных монастырей, что находятся в Добруджанской области, однако его кельи пустуют, потому как большую часть скальных храмов разрушили землетрясения, что изредка бывают в этих краях, холод, дождь да солнце.  

Церкви, входящие в Ивановский монастырь.

Сегодня историкам, к сожалению, известны не все названия церквей, что составляют структуру Ивановского скального монастыря. Это – Похороненая церковь (еще она носит название часовни Святого Архангела Михаила), Крестная церковь, Разрушенная церковь (Святого Теодора), церковь Господева дола и церковь Святой Богородицы. Безусловно, поведать хотя бы в нескольких словах о тех достопримечательностях, что хранит каждая из них, не удастся, да и на словах не передать той атмосферы, что наполняет каждую из них, а потому ограничимся кратким обзором некоторых из них. Стоит ли упоминать, что в монастырских стенах за лучшее – один раз побывать, нежели сотню раз услышать или прочитать о ней? Каждый, кому посчастливилось здесь побывать, на всю жизнь запоминают эти удивительнейшие моменты.

В церкви Святая Богородица.

Вырезана церковь Святой Богородицы на высоте 38 метров, а внутри этого своеобразного грота сохранились росписи и иллюстрации библейских евангелических сюжетов и образов. Среди них можно увидеть сцены Тайной вечери, Въезда Христа в Иерусалим, Страсти Христовы, изображения Иоанна Крестителя, а также Апостолов Господних и других святых. В церкви Святой Богородицы сохранились и портреты дарителей Ивановского скального монастыря – царей Болгарии Ивана Александра и Ивана Асена II, других особ, что причислялись к болгарской знати тех времен.

Церковь-часовня Господев дол.

Гроты, принадлежащие этой церкви, одни из наиболее украшенных фресками, где в алтарных нишах сохранились изображения сцен «Успения», «Господня Вознесения» и «Сошествия Христа в ад», а сквозь вырезанную в каменной стене специальную дыру можно увидеть фреску-изображение «Благословляющего Иисуса Христа». Благодаря сохранившейся надписи-признанию, что была высечена на стенах церкви Господев Дол, историкам стало известно о пребывании в стенах этого монастыря болгарского царя Георги Тертера, который и почил здесь.

Церковь Святого Архангела Михаила (Похороненая церковь).

Одним из дарителей этой церкви, что стала частью Ивановского скального монастыря, был болгарский царь Иван Асен II, о чем ярко свидетельствует его портрет, что украшает одну из стен грота, на котором он изображен с макетом церкви в руках. Для тех времен подобные изображения были традиционными.

Росписи на стенах, фрески.

Об этих достопримечательных изображениях, пожалуй, можно рассказывать часами. Некоторые знатоки художественных наук достаточно долго изучали и до сих пор изучают каждый их штрих, общую концепцию рисунка, технику, что была применена, однако только тогда, когда сможешь лично увидеть иконы и фрески, понимаешь, насколько они буквально пропитаны особой теплотой и желанием преподнести благость и неземную святость. Первым, кому посчастливилось обнаружить стенописи в одной из церквей-пещер Ивановского монастыря, был археолог Карел Шкорпил. Знатоки живописи отмечают, что средневековым художникам удалось абсолютно точно соблюсти реальные пропорции, при этом использованные ними пастельные тона, чтобы прорисовать жесты и позы фигур, природны и несколько экспрессивны, однако остаются невероятно естественными. Лики святых на этих фресках излучают драматизм, что не характерно для византийской живописи, отчего и был сделан вывод о влиянии традиций тырновской школы живописи. В церквях сохранились уникальнейшие памятники живописи цариградской и тырновской художественных школ XVI столетия. Именно эти фрески, изображения библейских событий и иконы представляют особую ценность, являясь ярким свидетельством высочайшего уровня болгарской культуры средневековья. Особый интерес вызывает один из самых ранних экземпляров болгарского искусства – сюжетно-описательный рассказ, получивший название «Житие святого Герасима», который изобилует множеством деталей и мелких подробностей.

Въезд в Болгарию


Болгария для туристов


Монастыри Болгарии