Апартаменты Подбор тураСтраховкаОтзывы об отеляхАвиабилетыФотогалереяКонтакты

Телефоны горячей линии


Килифаревский монастырьКилифаревский монастырь - Болгария

Для того чтобы понять историю монастырей Болгарии и характер их деятельности, определить, какое место занимают они в национальном сознании, нужно окунуться в глубину исторической судьбы болгарского народа. Со времени своего основания монастыри Болгарии представляли собой не только глухие обители, куда люди удалялись в стремлении избавиться от соблазнов мирской жизни и напитаться атмосферой религиозного экстаза, и не просто религиозные институты. Монастыри были памятниками архитектуры, храмами искусства, очагами просвещения и письменности. После введения в Болгарии христианства (IX век) страна начала утверждаться во внутригосударственном масштабе при помощи создания культурного и духовного единства. Монастыри были одним из орудий для достижения таковой цели – философы, писатели и просветители ковали за монастырскими стенами не только религию, но и культуру народа. Эта культура переросла позже в национальное самосознание, и именно оно помогло болгарскому народу выжить, уцелеть и сохранить свою сущность на протяжении пяти веков чужеземного ига.

Монастырская культура являет собой органическую часть подлинно народной культуры. Сохранившиеся до наших дней сто двадцать монастырей Болгарии – живая летопись культуры народа, его дум и чаяний, летопись становления и роста самосознания, летопись творческого созидания.

Основанный по указу царя Ивана Александра между 1348 и 1350 годами Килифаревский монастырь отмечен в истории Болгарии как «вторая академия» Средних веков («первой академией» является расположенная в городе Охрид школа Климента Охридского). Монастырь стал приютом для Феодосия Тырновского – этот отшельник, просветитель и книжник, проповедовавший такое учение, как исихазм, большую часть своей жизни странствовал по Болгарии. Вскоре после возведения монастырь превратился в центр проповедников исихазма – к нему толпами стекались писатели, филологи, каллиграфы, переводчики, философы, теологи, святые отцы.

Килифаревский монастырь - БолгарияВ стенах монастыря было переведено множество богослужебных книг и византийских хроник, составлено сборников житий – греческих, сербских и болгарских святых, написано бичевавших всевозможные ереси проповедей. А мастерство Феодосия Тырновского византийский патриарх Калист назвал «даром божьим» - настолько совершенны были язык и стиль переводов просветителя. О высокой культуре авторов создаваемых в Килифаревском монастыре трудов говорит тот факт, что эти люди свободно оперировали цитатами из Аристотеля, Платона и Гомера. С Килифаревским монастырем связаны такие имена, как Григорий Цамблак – он стал митрополитом киевским и всея Руси, а также реформатором богослужебных русских текстов, и Евфимий – этот любимейший ученик Феодосия Тырновского был основоположником реформации староболгарского языка.

Монастырский комплекс возводился по образу крепости: он был окружен укрепленными стенами, а в его внутреннем дворе стояла наблюдательная башня – она имела несколько этажей. По прошествии времени Килифаревский монастырь был до основания уничтожен турецкими завоевателями. Восстановили его в 1718 году. В процессе восстановления была построена церковь Рождества Богородицы и две часовни – св. Феодосия Тырновского и св. Ивана Рильского. Приглашенный в монастырь в 1840 году зодчий Коль Фичето перестроил церковь Рождества Богородицы (от старого здания сохранились лишь два притвора и стена алтаря) – расширив храм, он поставил на его месте новый. Сохранившаяся до настоящего времени церковь резко отличалась от существовавших в те вКилифаревский монастырь - Болгарияремена монастырских церквей: квадратная в плане однонефная церковь увенчана куполом. Несмотря на то, что архитектурный облик церкви по сравнению с прочими творениями искусного зодчего выглядит более строгим и сдержанным, он пленяет изяществом форм и совершенством внешнего декора. Этому способствуют производящий впечатление резьбы по дереву декоративный фриз и слепые двухступенчатые ниши.

Старая часовня св. Феодосия Тырновского сохранила для потомков росписи XVIII века – они поражают раскованностью и четкостью линий, умением передать не только каждое движение, но даже внутреннее состояние персонажей. Живописец, вынужденный приспосабливаться к особенностям интерьера часовни и ее скромному размеру, позволил себе нарушить хронологию евангельских сцен, установленную традицией. Находящийся в этой же часовне резной иконостас является самым выдающимся произведением искусства среди всех находящихся в монастыре творений. Предположительно он является делом рук тревненских резчиков – шедевр покоряет незаурядным талантом ваятелей, неисчерпаемым богатством фантазии и удивительным чувством меры в создании декора. В часовнях и церкви монастыря бережно хранятся иконы, написанные лучшими представителями Тревненской школы живописи.

Много раз перестраивавшийся и отстраивавшийся Килифаревский монастырь имеет вид законченного архитектурного ансамбля. Этот наиболее удачный ансамбль среди тех, что были созданы в эпоху национального Возрождения, гармонично вписывается в окружающий пейзаж. Паломникам монастырь предлагает комнаты для ночлега – номера в новом здании оборудованы ванными комнатами. Неподалеку от монастырских ворот находится местный уютный паб – механа, там паломникам предлагается пища.

Въезд в Болгарию


Болгария для туристов


Монастыри Болгарии